Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в области «социализация» в старшей группе
(подготовила:
воспитатель группы № 3 (старшая)
Кутова Анна Валерьевна)
«В ГОРНИЦЕ»
Интеграция: социализация, познание, художественная литература, коммуникация, музыка.
Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи в образовательных областях:
Социализация: воспитывать бережное отношение к старинным вещам,
народным традициям, обычаем гостеприимства. Прививать доброжелательное отношение к быту и культуре предков.
Познание: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.)
Художественная литература: прививать интерес к русскому фольклору (потешки, поговорки, загадки)
Коммуникации: обогатить словарь новыми словами (ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, рушник, горнушка), познакомить детей с этимологией слов «Здравствуйте», «Спасибо». Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
Музыка: формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображениями старинных предметов быта, беседа о значение леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавка, стол, забор, старинная посуда и т.д.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, дидактическая игра «Что было, что стало», записи русских народных песен, атласная ленточка для игры «Вышел Ваня…», русский костюм хозяйки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель в русском народном костюме начинает беседу)
В.: - Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь, какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут. Ну, вот как вы славно все разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? (здравствуйте) И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. А вы его говорите, где и когда? (используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в гостях, при встрече со знакомыми) Что же это за слово, что оно означает, как вы думаете?
Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие-здоровье. Т.е. мы желаем человеку здоровья. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково и приветливо. Давайте попробуем.… Вот какие у нас добрые приветствия. Поэтому и говорят, что наш народ доброжелательный. Вот такой доброжелательный народ и избу срубил. И, конечно же, в избе, которую строили дружно и с добротой, и жилось хорошо. Комнату в избе называли горницей. Постарайтесь запомнить это слово. (Повтор 2-3 раза)
Горница у меня не большая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите
Да про всё мне расскажите!
Есть ли в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена?
(ответы детей)
В какой избе была печь-матушка, печь-кормилица? А зачем нужна печь? (ответы детей)
Правильно она обогревала жильё, кормила, лечила. «Дом без печки-не жилой дом» - говорили в народе. А давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь.
(ответы детей)
- Любили русские люди, и почаёвничать, особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, а прикусывали сахаром. А воду для чая приносили в вёдрах, которые вешали на коромысла.
А зимними вечерами собирались в горнице девушки пряли пряжу, используя вот такие прялки, чтобы связать носки, варежки, шали.
Звучит русская народная песня
«Пряха»
А может быть вы, ребята, какие-нибудь пословицы о пряхах знаете?
Дети:
-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
-Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
-Хорошо прядёшься - весело поётся.
А, может, вы и загадки умеете отгадывать:
-Летом жжёт
Зимой горит
Пасть открывает
Что дают - глотает.
(печь)
- Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
-Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит вёдра … (коромысло)
-Он, как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок)
-Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар)
В.: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть мы помогали весёлые шутки и песни. А ещё они любили хоровод водить.
Русская народная игра «Ленточка»
В.: Ну что ж, отдохнули немного? Тогда смотрите, какую игру я для вас приготовила. Что было, что стало? Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь… сапоги. А вы разберите картинки из моей шкатулки по парам, что раньше было, а что сейчас.
(Дидактическая игра «Что было , а что стало.»)
В.: А хотите ребята в настоящую деревню попасть? Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку всю Русь - матушку увидим.
Дети садятся на лавки вокруг экрана, на котором отображаются слайды с фрагментами из деревенского быта. Они сопровождаются небольшой беседой.
Ну что же ребята, как говорится: «Делу время - потехе час». Позабавьте-ка и вы меня шутками-небылицами. (звучат 2-3 небылицы в исполнении детей.)
В.: Ну что ж дети, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Ну, коль вы такие молодцы, дам вам я с собой гостинчиков-пирожков румяных. Ну а теперь до свидания, дорогие гости, приходите к нам ещё в гости.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Народная культура и традиции. Автор-составитель В.Н.Косарёва. - Волгоград:
«Учитель», 2012.
Т.Н.Данилина. Дошкольнику об истории и культуре России. – М., 2003.
www.50ds.ru