Get Adobe Flash player
ГлавнаяКонтактыГостевая книга
Главная Советы специалистов ∙ Советы педагога - психолога

Советы педагога - психолога

Адаптация ребенка в детском саду

Ваш ребенок пришел в новый детский садик, который, несомненно, является новым,  еще неизвестным для него пространством, с новым окружением и новыми отношениями, и ребенку потребуется какое-то время, чтобы приспособиться к новой обстановке.

То, насколько быстро и успешно адаптируется ребенок к детскому саду,  зависит от его психофизиологических и личностных особенностей, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Существует также мнение, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Часто хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом, то есть несколько медлительные, спокойные и уравновешенные. Они не всегда успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации:

- нарушение настроения (слезливость, капризность, возбудимость);

- нарушение сна (дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном);

- нарушение аппетита (дети начинают плохо есть, причем и дома, и в саду, по той причин, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда незнакомые на вкус);

-понижение иммунитета (вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга);

- нарушение поведения (дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома; у некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и так далее).

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

● Формируем позитивный настрой. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Настройте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

     ●   Отправлять ребенка в детских сад можно лишь при условии, что он здоров.

     ●  Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.

     ●  Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

     ● Важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

    ●  Как можно раньше познакомьте ребенка с воспитателями группы.

    ● Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за непослушание.

    ●  Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была возможность оставлять его там не на целый день.

    ●  Подчеркивайте, что ваш ребенок, как и прежде вам дорог и любим. В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте его. Чаще обнимайте его целуйте.

    ●   Сами готовьтесь к тому, что нужно будет расставаться с ребенком. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне похода ребенка в детский сад. Опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она види, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в садик. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой.

     Ребенок расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться.

      Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы первое время ребенка в детский сад отводил отец. Обычно отцы более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

      Уменьшите нагрузку на нервную систему. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

   Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щеку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком. Если он плачет - разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка. Дети, которые плачут при расставании с мамой -  не редкость.

  ●  Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.