Get Adobe Flash player
ГлавнаяКонтактыГостевая книга
Главная Советы специалистов ∙ Советы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности

Советы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности

 Готовим руку к письму

Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки к школе.

Очень часто учителя и родители первоклассников сталкиваются с тем, что мышцы рук детей недостаточно развиты, что приводит к быстрой утомляемости, нежеланию писать. Чтобы избежать таких проблем,  для  того, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребёнком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. А этим можно и нужно начинать заниматься с самого раннего детства.

Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребёнка к письму, наиболее эффективными считают такие:

Раскрашивание рисунков

Ребёнок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Используйте дома готовые альбомы для раскрашивания в самостоятельной деятельности детей. Раскраска не должна быть сложной. Чем меньше ребёнок – тем крупнее рисунок, без мелких деталей. Эффективнее использовать цветные карандаши, они обязательно должны быть трёх или шестигранными, а не круглыми, для формирования правильного захвата. Обратите внимание на то, как ребёнок держит карандаш во время работы, на то, чтобы изображение было закрашено тщательно, ровно, аккуратно, не выходя за контуры фигуры.

Большое значение имеет рисование, так как оно тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов. В процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю.

Рисование различными материалами – карандашами, красками, мелками требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Не стоит злоупотреблять фломастерами. Во-первых, они развивают маленькие ручки куда хуже, чем карандаши, из-за того, что на них практически не нужно нажимать. А во-вторых, фломастерами невозможно передать оттенки.

Самым маленьким детям подходят краски для рисования руками.

Рисование руками уже с раннего возраста наилучшим образом развивает двигательные функции, зрительно – моторную координацию, творческие способности, фантазию, даёт наиболее сильное восприятие цвета и позитивно влияет на настроение и поведение детей.

Для развития точности и уверенности движений руки используются различные графические упражнения и игры. Например, игра «Парашютисты». В верхней части листа нарисованы парашюты, внизу небольшой круг – место их приземления. Задачи: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

Графическое упражнение «Нарисуй фигуры». Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую одну маленькую. Дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Рисование не отрывая руки от бумаги, подводит к слитному написанию букв, упражняет руку ребенка в письме крючков, петелек, прямых линий.

Рисование на асфальте мелом, на сыром и сухом песке пальчиками или палочкой очень хорошо укрепляет мускулатуру рук.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтобы развить ручную умелость?

• Нанизывать крупные и мелкие пуговицы, бусинки на нитку.

• Играть с конструктором, мозаикой.

• Играть с песком, водой.

Развитию мелкой моторики рук способствуют занятие аппликацией, лепкой, изготовление различных поделок из бумаги, оригами.

 Техника оригами очень древняя и родилась она в Японии – стране, возводящей красоту в культ. Человек не способный оценить прекрасное, там автоматически считается человеком недобрым, способным на любой дурной поступок. И приобщение к прекрасному в Японии начиналось и начинается с самого раннего возраста – не только созерцательно, но и творчески: уже самые маленькие дети знакомятся с наукой создания невероятно красивых композиций, учась терпению и доброте, развивая стремление к красоте, совершенствую себя.

Помимо эстетического аспекта, техника оригами так же невероятно полезна: она великолепно развивает мелкую моторику, делает пальчики сильными и ловкими, приучает к аккуратности и внимательности, знакомит с конструированием.

Таким образом, успешная работа по подготовки руки к письму зависит от системности и целенаправленной работы, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии ДОУ с семьёй.

Желаем успехов вам и вашим детям!