Get Adobe Flash player
ГлавнаяКонтактыГостевая книга
Главная Советы специалистов ∙ Советы учителя - логопеда

Советы учителя - логопеда


Что такое нарушение речи и причины возникновения

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности, то есть расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Отчего это бывает?

Причины речевых нарушений разнообразны и их множество. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога.

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания.

Невидимые причины:

• педагогическая запущенность (ребенку уделяется недостаточно внимания, родители не совсем понимают, что ребенку необходимо ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься, ребенок оказывается заброшенным);

• задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть:

 -  токсикоз во время беременности;

 -   инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;

 - несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

 - преждевременные роды;

 - «кесарево сечение»;

 - затяжные роды;

 - асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и так далее.

• наследственный фактор (кто – то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом);

• снижение слуха.

Видимые причины:

• дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба («волчья пасть»), расщелина губ («заячья губа»), деформация зубов, неправильный прикус (когда нижняя или верхняя челюсть заметно выдаются вперед).

Следует отметить, что очень часто невидимые причины нарушений речи сочетаются с видимыми.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух, ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем могут привести к развитию у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и возможности.

Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться нарушение письма и чтения.

Диагноз

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при помощи логопеда на логопункте, в детской поликлинике или в обычном детском саду. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом, чем раньше родители обратятся  за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя - логопеда и родителей. Для достижения наиболее эффективного результата необходимы ежедневные логопедические занятия, поэтому логопеду очень важна работа, которая ведется в семье.

У многих родителей часто возникает вопрос: как долго будет проходить коррекционная работа с детьми, и когда она закончится? Здесь следует отметить,  что сроки  преодоления речевых нарушений зависят от следующих факторов:

- степени сложности дефекта;

- возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- регулярности проведения занятий;

- участия родителей в коррекционном процессе.

После каждого занятия с ребенком логопед записывает в специальную тетрадь  домашние задания, которые рекомендует выполнять ежедневно.  Это далеко не просто. Ведь нужно выкроить время, чтобы сесть рядом с ребенком за стол, проговорить устные задания и нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки. Кроме этого логопед дает задания по автоматизации звуков: пересказ, проговаривание слов и предложений. Один ребенок, какой бы он ни был самостоятельный, не сможет хорошо справиться с домашними заданиями. Поэтому, очень важно выполнять эти задания вместе с ребенком. Это полезно для закрепления знаний по развитию речи, а так же для правильного произношения.

Более того, ребенок привыкает к систематическим заданиям, и в школе не придется силой усаживать его за уроки.

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас.

Чтобы занятия с ребенком были успешными необходимо:

1. Определить четкое время занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей. Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.

2. Занятия должны проходить в течение 10 – 15 минут.

3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время.

4. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.

5. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.

6. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Следует знать, что ожидаемый результат достигается только в результате систематической, длительной работы с ребенком. Главное – помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а преодолеть недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.